
|
![]() Первые герои советского союзаПервыми Героями Советского Союза стали семь лётчиков, спасавших арктическую экспедицию Отто Юльевича Шмидта. Летом 1933 г. по недавно открытому Северному морскому пути двинулся пароход я Челюскин», сопровождаемый ледоколом. На борту парохода находились пассажиры, груз, состоящий из оборудования для строящегося Магадана, и научная экспедиция во главе с академиком О.Ю. Шмидтом для проведения исследований водного пространства Северного Ледовитого океана. В ноябре в Глевсевморпуть (Гпаяное управление Северного морского пути) пришла радиограмма о том, что корабль вошёл в Берингов пролив. Но неожиданно путь «Челюскину» преградили мощные льды, вынудившие его остановиться. 13 февраля 1934 г. корабль, раздавленный льдами, затонул. В бескрайней ледяной пустыне оказались 104 человеке, в том числе женщины и дети. Преодолеть около 200 км, чтобы добраться до Большой земли, было невозможно из-за отсутствия специального снаряжения. Для спасения челюскинцев создали специальную комиссию во главе с Валерианам Куйбышевым, которая приняла решение послать на помощь самолёты с опытными экипажами. Трудность состояла в том, что советские самолёты, способные вывезти груз и людей, были оснащены моторами водяного охлаждения, очень капризными в условиях арктической стужи. Их необходимо было постоянно разогревать, что требовало больших запасов топлива не основном аэродроме в Венкареме. Поэтому в США приобрели две грузовых самолёта «Флейстер» с двигателями воздушного охлаждения. Чтобы перегнать их, на Аляску отправились опытные полярные лётчики Маврикий Слепнёв и Сигизмунд Леваневский. Одновременно военным лётчикам Магаданского авиаотряда, имевшим двухмоторные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1), был дан приказ разыскать «лагерь Шмидта» и вывезти челюскинцев. Много раз Анатолий Ляпидевский пытался прорваться туда сквозь снежные бури, пока 5 марта, наконец, не сел на маленькой, непригодной для тяжёлых самолётов ледяной площадке. Взяв не борт женщин и детей, он вылетел обратно, но из-за остановки моторов совершил вынужденную посадку в Ко-лючинской губе. Самолёт разбился, рация вышла из строя. Однако благодаря тому, что в баках оставалось много бензина и уцелел неприкосновенный продовольственный запас, люди сумели продержаться целый месяц, пока не подоспела помощь Из Петропавловско-Камчетского в Ванкарем вылетело звено лёгких бомбардировщиков Р-5. До конечного пункта к началу апреля добрался лишь экипаж командира звена Николая Каманина. Чуть позже туда прибыли опытные пилоты Василий Молоков, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Самолет Леваневского потерпел аварию при перелёте с Аляски, и в Ванкарем прибыл только Слепнёв. Теперь в лагерь Шмидте стали прорываться сразу по нескольку самолётов. 13 апреля из ледового плена вывезли последнего челюскинца. |
