20.03.2011

"повесть временных лет". нестор-летописец

Летописи — явление чисто русское, уникальное для мировой культуры. Само это слово происходит от древнерусского слове «лето» — год. Из годе в год в монастырях или при дворах князей велись записи о важнейших событиях в государстве или в отдельном княжестве (местные летописи). Древние тексты много рез переписывались, объединялись в летописные своды, их дополняли рассказами о событиях более поздних, современниками которых были переписчики. Често в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немногие из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне пожаров, при вражеских набегах и междуусобицах. Известно, например, что в 1382 г., во время нашествия хана Тохтамыша на Москву, в город свезли из окрестных селений и монастырей многие тысячи книг — столько, что кремлёвские церкви оказались забиты ими под самые своды. Все они сгорели при пожаре.

Древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 г. на пергаменте — обработанной телячьей коже. Она называется Лаврентьеве кой, по имени монаха-переписчика Лаврентия. Как и многие другие, эта летопись опирается на более древние тексты, в частности в неё входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», созданная в начале XII в. По словам академика Д.С. Лихачёва, «никогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI в., русская историческая мысль не поднималась на такую высоту учёной пытливости и литературного умения». Большинство учёных считают составителем «Повести» монахе Киево-Печер-ского монастыря Несторе. Об этом человеке известно очень ма- i ло. Нестор (около 1050 г. — начало XII в.) постригся в «черноризцы» в 70-е гг. XI в., затем был возведён в сан дьякона. Его перу принадлежат «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия» — основателя и игумена Киево-Печер-ского монастыря. Но главный его труд — «Повесть временных лет». Используя устные рассказы

древних старцев, документы княжеского архива, жития святых, иноземные хроники и народные сказания, сам будучи очевидцем многих событий, Нестор создал монументальное историческое произведение. Древнейшую историю славян и Руси он вписал в историю всемирную, где славяне заняли своё место среди других народов. О чём только не говорит Нестор в этом труде! Рассказы о княжеских походах и свадьбах, победах, поражениях и усобицах сменяют рассказы о скоморохах, волхвах и кудесниках. Нестор обращается в легендам, к народной памяти, спорит с неверными, по его мнению, преданиями. От героических сказаний переходит к деловым договорам Руси и Константинополя, от житий святых — к княжеским поучениям и письмам. События самого разного рода, важнейшие для судьбы государства и совсем незначительные, объединены в «Повести временных лет» мыслью составителя, представившего читателю собственную, глубоко продуманную концепцию древнейшей русской истории, мудрость которой летописец видит в том, что каждое её событие есть проявление божественной воли.

Ошибкой было бы считать автора летописи спокойным, объективным сторонним наблюдателем, который пишет для отдалённых потомков, а не для современников. Такой взгляд был бы упрощением. Как показывают исследования учёных, на деятельность летописца большое влияние оказывали современные ему политические события и интересы. Нельзя исключить и прямое вмешательство политических деятелей в работу над летописью.