
|
![]() Названия днепровских пороговЛлинная вереница лодей, в такт ударяя по воде вёслами, движется по Днепру. Это — торговый караван. Цель — Констентинополь, столица Византийской империи, или Царьград, как называли этот город не Руси. Впереди — около шести недель плевания. Внимательно приглядевшись, можно заметить, что торговцы больше похожи не воинов. Все они хорошо вооружены и всегда готовы дать отпор незваным гостям. Но пока всё спокойно. Вот издалека слышится неясный шум. По мере приближения он нара< reef. «Первый порог!» — кричит опытный лоцман на носу первой лодьи. Начинаются испытания. Первый порог скандинавы именуют Эссупи, что ознечеет «Не спив. Он узок и коверен. Посередине русле выступают обрывистые высокие скалы, торчащие множеством островков. Не меньше их, готовых пропороть борт корабля, скрывается и под водой. Клокочущая меж скел и низвергающаяся вниз вода издаёт страшный гул. Караван причаливает недалеко от порога. Воины, слуги и рабы высаживаются на сушу, чтобы облегчить корабли и уменьшить их осадку. Некоторые, раздевшись, становятся у бортов в воду и, ощупывая ногами дно, медленно волокут лодьи, чтобы не натолкнуться не какой-либо камень. В это время на кораблях с носа, кормы и средней части оставшиеся отталкиваются шестами. Благополучно миновав препятствие, караван движет ся дальше. Второй порог по-скандинавски называется У л во реи — я Островок пороге», третий — Геландри — «Шум порога». Их преодолевают сходным способом. Но главные тревоги ещё впереди. Самый опасный порог — четвёртый, который называется Аифор — «Ненасытный». Именно здесь чаще всего подстерегает купцов засада. Чтобы избежать неожиданностей, как только корабли причалят, первыми на берег прыгают воины-стражи. Выгружаются все вещи, выводятся в цепях рабы, предназначенные для продажи. Лодьи — одни волоком, другие на плечех — тащат несколько километров до безопасной воды. Наконец самое главное препятствие преодолено. Впереди ещё три порога («Большая заводь», «Кипение воды», «Малый порог»). Но они не настолько опасны. Когда порожистый участок пройден, самое время сделать остановку. Вдали показывается остров Святого Георгня (современный остров Хортица). На нём стоит огромный раскидистый дуб, которому приносят жертвы в благодарность за то, что уделось счастливо миновать пороги и кочевников-грабителей. Древнейшее дошедшее до наших дней и «единствен ное» раннее редневековое описание Днепровского пути относится к середине X в. и состевлено со слов очевидцев императором Византин Константином Багрянородным. Из него можно узнеть, что все пороги имели двойное иезвание. После долгих дискуссий учёные пришли к выводу, что одно из них является скандинавским, отражающим особенности порогов, важные для навигации и наиболее запоминающиеся («Сменяющийся», «Теснина», «Громкозвенящий», «Водопад на волоке» и т.д.); другое же — слевянское (древнерусское, например «Веручи» — вертящийся, бурлящий, т.е. «кипящая вода»). Двуязычие названий означает, что Днепровский путь стал к середине X в. обычным для варягов, коль скоро их названия прижились в этнически чуждой среде. Отсюда вытекает и другой важный вывод — особый интерес викингов к торговым путям, имеющим для них исключительное значение. |
