16.05.2011

Население древнерусских городов

Население городов состояло из ремесленников, купцов, городского боярстве и других представителей знати (слепших мужей»), е текже духовенства. Сегодня со словом «город» связан обрез леса небоскрёбов, где живут десятки и сотни тысяч, о то и несколько миллионов людей. А велико ли было население средневековых городов?

К сожалению, судить об этом можно лишь не основании косвенных данных — сведений об эпидемиях, пожарах и людских потерях во время войн. Яснее всего дело обстоит с численностью населения столичных центров. Летопись сообщает, что в 1092 г. в Киеве > разразилась эпидемия и гробовщики за короткий срок продали 7 тысяч гробов. Во времена «великого» пожара 1211 г. в Новгороде сгорело 4300 дворов. Не дворе проживало не менее 3—4 человек. Хотя пожар летописцы и назвали «великим», он охветил не весь город. Таким обрезом, только уничтоженную огнем часть Новгороде населяло не менее 10 тысяч человек. В том же городе во время голода 1231 г. только в одной яме похоронили 3030 человек; были тем и две «скудельницы» (общие могилы). На основании этих и подобных им денных историки считают, что в эпоху расцвета в Киеве, Новгороде, Владимире-Залесском и других столицах древнерусских земель и княжеств проживало от 10—15 тысяч до 20—30 тысяч человек.

Поддаётся определению число жителей Москвы. В 13В2 г. город взял обманом и разорил хан Тохтамыш. После нашествия осталось огромное количество непогребенных трупов. Летопись сообщает, что за уборку 40 мертвецов платили по полтине, а от 70 и больше — по рублю; всего же раздали 150 рублей. Произведя подсчёты, можно узнать число погибших: около 10 тысяч человек. Но сюда не входят ни огромный полон, уведённый татарами в Орду, ни заранее покинувшие город бояре и купцы с дворней. Таким образом, население столицы в полтора-два раза превышало названную цифру и составляло 15—20 тысяч человек.

Что же касается других городов, то в среднем городском центре Древней Руси число горожан редко превышало 1—2 тысячи, е зачастую составляло не более 500 человек. Европейские города по численности населения мало отличались от древнерусских. Деревни на Руси в средние века состояли из 1—4 дворов. Общая же численность населения Восточной Европы эпохи Киевской Руси оценивается примерно в 10 млн человек (это чуть больше, чем в наши дни проживает в Москве).

В древнерусских городех находились дворы и целые кварталы иностранцев. Первыми такими районами можно смело считать места, где оседали I варяги — дружинники и купцы. В древнем Киеве в первой половине X в. уже существовала еврейско-хазарская община. Одни из городских ворот Киева получили даже название Жидовских — по компактному району проживания здесь евреев.

Наиболее обстоятельны сведения о проживании иностранцев в Москве в XIV—XV вв. Недалеко от Кремля, в районе греческой церкви Святого Николая, рас- ^ полагалась греческая колония, населённая ремесленниками и торговцами. Довольно рано возникла и особенно выросла с конца XV в. «фряжская» (итальянская) слобода. Судя по всему, католики-итальянцы имели в Москве свою церковь. Во всяком случае, известно, что в 1492 г. капеллан (т.е. католический священник) — августинский монах Иван Фрязин — об-

ратился в православие. Наличие итальянской колонии в Москве сыграло немаловажную роль в истории русской культуры — здесь жили «мастера стенные, палатные, пушечные, серебряные, монетных дел» (известнейший среди них — выходец из Болоньи Аристотель Фиора-ванти, талантливый архитектор, инженер и мастер литейного дела). В конце XIV в., вероятно, существовал уже и армянский район, располагавшийся в пределах Китай-города. Армяне проявляли большую активность в волжской торговле и селились в Москве, являвшейся центральным торговым пунктом Северо-Восточной Руси. Значительную часть московского населения составляли «бесермены», т.е. мусульмане Средней Азии и бывшей Волжской Булгарии. В XIV в. на территории Кремля, в непосредственной близости к великокняжескому дворцу, располагался татарский двор. Бухарцы и персы селились и останавливались на постой в особых городских кварталах. Предполагают, что знаменитый московский Арбат каким-то образом связан с ними. Это название происходит, вероятно, от арабского слова «рабад» (множественное число — шврбад»), что означает по-русски «предместье» или «посад» — торгово-ремесленный район.