04.07.2011

Русь и татары

Русь пробыла под татарским владычеством 242 го до. И этот период её истории (особенно первые полтораста лет — до победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, которая значительно ослабила иго завоевателей и фактически прекратила их вмешательство во внутренние дела страны) ознаменовался чрезвычайно тяжёлыми материальными жертвами и полным упадком русской культуры, которая дотоле блестяще развивалась и опережала культуру западноевропейских стран.

Русские летописи изобилуют красочными описаниями разрушений, грабежей, жестокостей и беззаконий, творившихся на Руси татарами. Впрочем, выражение ^красочными» тут не вполне подходит: для описания

татар и их действий наши летописцы применяли только одну — чёрную — краску и притом очень густую. Ею же, нисколько не смягчая тонов, пользовалась в отношении татар и вся дальнейшая русская литература, а беллетристика в особенности.

Всё это, включая и неизбежные в таких случаях преувеличения, вполне понятно и психологически легко объяснимо: привыкший к победам великий русский народ, попав под тяжёлую пяту завоевателей, разумеется, не мог испытывать к ним ничего кроме ненависти, и в те годы кощунством показалась бы всякая попытка дать беспристрастную оценку национального характера татар и особенностей их правления. Татарин мог быть только «поганым» — диким, коварным, бесчеловечным грабителем и насильником. И подобный образ его, далёкий от истины, сделался традиционным в нашей литературе и а представлении русских людей.

А вместе с тем, если взглянуть на дело без предвзятости, следует признать, что кроме отрицательных качеств татары обладали и многими положительными — и как люди, и как правители. Прежде всего, они отличались непревзойдённой честностью, верностью долгу и дисциплинированностью, и в этом отношении влияние их на русский народ могло быть только хорошим. Иго их было несомненно тяжёлым, но, помимо всех принесённых им бедствий, косвенно оно оказало Руси и большую услугу: из губившего страну удельного раздробления привело её к единству, вызванному необходимостью общими силами свергнуть это иго».

(Из статьи историка МД. Каратеева.)