05.12.2011

Патриарх никон

Вмесяце мае страшного 1605 года, когда в Московском государстве начиналась Смута, в мордовском селе Вельдемаиове Нижегородского уезде у крестьянина Мины родился сын Никита. В раннем возрасте мальчик лишился матери. От природы весьма одарённый и впечатлительный, он выучился дома грамоте и в двенадцать лет ушёл в Мекарьев Желтоводский монастырь, где пристрастился к чтению книг. Лет двадцати по нестоянию родственников он женился и стел сельским священником.

Семейная жизнь отца Никиты не была счастливой: дети умирали в раннем возрасте. После десяти лет супружества он счёл, что его «бесчадие» (бездетность) — ято знак прнзванности к излюбленной им монашеской жизни, и решил разлучиться с супругой. По его убеждению она поступила в московский Алек-сеевский монастырь, где приняла постриг, здесь же скончалась и была погребена.

Сам отец Никита ушёл на Белое море, в Анзерский скит близ Большого Соловецкого острове. Там этот постник и затворник стал великим духовным подвижником, примером для иноков. Вскоре основатель и настоятель скита преподобный Елеезар постриг 30-летнего священнике Никиту в монашество под именем Никона. Никон вошёл в круг близких и любимых учеников Елеазара. Всеми силами души он отдался иноческим подвигам: дни проводил в посте, спал очень мало, на каждом правиле богослужения прочитывал всю Псалтырь, полагая по сто поклонов.

Со временем между наставником и учеником возникли разногласия. Так, Никон в отличие от настоятеля желал скорейшего благоустройства монастырской жизни — возведения каменного храма взамен тесного деревянного и т.п. Не найдя взаимопонимания с Елевзаром и брвтией, Никон решил удалиться в другой монастырь. После долгих странствий он достиг Кожеозерской пустыни (пустынь — небольшой уединённый монастырь), находящейся на озере Коже в Каргополье. Здесь ему понравилось, и для продолжения аскетических подвигов и упражнений в чтении Священного Писания Никон поселился на близлежащем островке, где сом построил себе келью. Питался он рыбой, которую сам ловил, в монастырь ходил лишь к церковным службем, а всё остальное время проводил в уединении и размышлениях о Боге.

Строгая жизнь, выдающиеся способности и твёрдый характер Никона вызывали глубокое уважение у ко-жаоэерских иноков, и некоторое время спустя, после кончины игумена, братия избрала Никона своим главой. Это было в 1643 г. Вскоре новый игумен Никон стал известен многим, и, как писал историк СМ. Соловьёв, «слева о нём пошла далеко». Молодой царь Алексей Михайлович пожелал увидеть Никона, когда тот в 1646 г. прибыл в Москву для сбора пожертвований в пользу обители. Он был принят государем, на которого встреча произвела огромное впечатление. Вскоре по настоянию царя Никон был переведён в столицу игуменом знаменитого Новоспасского монастыря, где находилась усыпальница рода Романовых. Беседы с царём участились; нередко выступая перед ним защитником вдов.

сирот и несправедливо обиженных, Нинон приобрел почти неограниченное доверие Ален сея Михайловича. Молодой царь с трогательной заботливостью относился к Никону и называл его шсобинным (т.е. особым, весьма близким. — Прим. ред.) другом». Многие знатные бояре были недовольны столь стремительным возвышением некогда безвестного монаха. Но царь не менял своего расположения. По его нестоянию Никои в 1649 г. был избран на освободившуюся кафедру митрополита Новгородского. Новый митрополит с рвением относился к своим обязанностям духовного пастыря. Так, осуществляя надзор за воеводой и судьями, владыка следил, чтобы они творили праведный суд и никого не притесняли. Он посещал темницы, прииимел жалобы заключённых, освобождал невинных и обо всём сообщал государю. Отличаясь необыкновенным ннщелюбием, Никон снискал особую славу у народа.

Что касается области духовной, то здесь Никон выступал поборником благолепного церковного богослужения. Он запретил «многоголосие» в храмах, когда в целях ускорения службы шло одновременное отправление нескольких частей богослужения (параллельное чтение и пение). Ослушники бывали строп наказаны. Сам митрополит совершал богослужение с большой торжественностью и точным соблюдением уставных правил. В своей соборной церкви он ввёл стройное хоровое пение греческого и киевского распевов, а в праздничные и воскресные дни произносил проповеди, собирея не богослужение много народа. Каждую зиму Никон ездил в Москву и со своими певчими вёл службы а придворной церкви. Царю нравились яти богослужения, и он восторгался пением. Последовательнее деятельность Никона по восстановлению церковного благочиния находила отклик в богословском кружке «ревнителей древнего благочестия», и вначале они были единомышленниками. Но позднее пути их разошлись.

В Новгороде Никон пережил и тяжёлый период народных волнений 1650 г. Их причиной было недовольство новгородцев привилегиями иноетранных купцов, наносившими ущерб интересам русских торговых людей. По окончании зтнх событий Никон приехал в Москву. Он предложил государю перенести с Соловиов мощи митрополита Филиппа, в своё время безвинно сосланного, а затем убитого за то, что он смело обличал злодеяния царя Ивана Грозного. Царь Алексей Михайлович вручил Никону послание не имя Филиппе, с тем чтобы возложить его не могилу великомученике. Государь просил святителя простить грехи царя Ивана Васильевиче, надеялся на помилование и умолял его вернуться в столицу: «Молю тебя и желаю пришествия твоего сюда...» В 1652 г. святые мощи митрополита Филиппе перенесли в Кремль, в Успенский собор. Это было очень важное и торжественное событие в жизни русского общества той эпохи.

в 1652 г. умер престарелый патриарх Иосиф. Его преемником становится Никон, хотя он трижды отказывался от высокой чести. Годы пребывания его на патриаршем престоле (1652—1658 гг.) отмечены бурной деятельностью. Он проявил себя как неутомнмьШ церковный реформатор, строитель монастырей и храмов. В русской истории

с именем Никона неразрывно связана реформа богослужения и исправления церковных книг. Последнее он считал главным делом всей своей жизни. Патриарх занимался духовным просвещением, собирал древние книги, объединил круг справщиков, знавших греческий язык, для сверки русских книг с греческими, южнославянскими и западнорусскими изданиями. Вдохновенно звучали его устные проповеди, девно не произносившиеся пастырями церкви.

В первый период своего правления Никон был деятельным советником царя Алексея Михайловича и имел ив него большое влияние. Во время войны с Польшей и Литвой царь передал внутренние дела в ведение патриарха. Участие Никона в борьбе с тяжелейшей эпидемией («моровой язвой») и заботы патриархе о царской семье ещё больше возвысили его в глазах царя. В благодарность за особые заслуги Алексей Михайлович велел патриарху именоваться «великим государем», а не «великим господином», как это было прежде. На всех приёмах они сидели рядом, и им воздавались одинаковые почести. Но со временем их отношения осложнились, царь охладел к чрезмерно властному патриарху. Быть может, не последнюю роль в этом сыграла развиваемая Никоном теория о превосходстве духовной (церковкой) внести над светской. Он уподоблял «священство» (т.е. церковную власть) Солнцу, а царскую власть — Луне. С 1656 г. царь перестал посещать службу, отправляемую патриархом, и демонстративно избегал встречи с ним. Чувствуя падение своего влияния, Никон самовольно оставил патриаршую кефедру, сохранив за собой сан патриарха. Позднее, на соборе 1666—1667 гг., он был осуждён и отправлен в ссылку в далёкий Ферапонтов монастырь, близ Иирилло-Белозерского монастыря. Только в последний год своей жизни Никон получил разрешение переехать на покой в основанный им Воскресенский монастырь, но в августе 1681 г. скончался в дороге. Бьшший патриарх всея Руси был с почестями погребён в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре.