12.12.2011

Протопоп аввакум

Аввакум Петров родился около 1620—1621 гг. в семье священнике селе Григорове, недалеко от реки Кудьмы в нижегородских землях. Отец его, « при лежаще пития хмельного» (т.е. будучи пьяницей), мело занимался сыном. С помощью матери, «молитвеиницы и постницы», мальчик научился грамоте и пристрастился к чтению. Когда Аввакум повзрослел, мать задумала женить его. Подчиняясь её воле, Аввакум молил Бога, чтобы жене его была «помощницей во спасение». Выбор матери остановился не сироте Ноете, жившей а том же селе. Это была тихая, глубоко верующая девушка, и её често можно было видеть в сельской церкви за усердной молитвой. Тек сбылась мечта Аввакума: в жене он нашёл единомышленнике и друга.

После смерти матери Аввакум переселился в село Лопатицы, где в 1642 г. был поставлен в дьяконы, о через два годе — * более высокий священнослу-жительский чин протопопе. И в Лопетнцех, и позднее, в Юрьевце-Повольском, он строго соблюден все правиле церковной службы, публично изобличал пороки своих прихожан, чем, видимо, вызывал их гнев. Спустя три года Аввакум с женой и новорождённым сыном был вынужден отправиться в Москву. В столица не без помощи своего земляке Иване Неронова он получил поддержку царского духовника Стефана Воннфатьеве и вернулся в Лопатицы. Дом свой Аввакум нашёл разорённым. Но он остался верен себе и продолжен свои суровые наставления, унимая, по его же словам, «попов» и «баб» от «блудни» и наживая тем самым много противников. Ему было суждено вновь уехать из Лопетиц. Оставив семью в Юрьевце-Повольском, Аввакум вторично направляется в Москву. Здесь он начинает служить в Казанском соборе не Красной площади, настоятелем которого был его единомышленник Ивеи Неронов. Благодаря своей энергии, дару убеждения и богословской начитанности Аввакум сразу же занял видное место во влиятельном кружке «ревнителей древнего благочестия». Это почти совпало по времени с началом реформ патриарха Никоне. После заключения Неронова в Спасокаменный монастырь Аввакум становится самым непримиримым противником нововведений патриарха, хотя ранее их объединяли многие воззрения на порядок богослужения (литургии) и на необходимость благочестивого поведения священнослужителей и прихожан.

Не принимая новых обрядов, Аввакум стал служить литургию на сеновале в доме у Неронова. Его схватили и отправили в московский Андроньеь монастырь, где морили голодом, пытали, требуя признания церковных реформ. Но Аввекум был непримирим. В сентябре 1653 г, его сослали в Сибирь. Последовательно выступая против церковных «новин», Аввакум тем не менее пользовался расположением царской семьи, где ценили его искренность и убеждённость. По настоянию царя и царицы протопоп был сослан переестриженным, т.е. сохранившим священнический сен. Это позволило ему некоторое время служить по старым обрядам а Вознесенской церкви в Тобольске. По доносу он вновь был схвачен и отправлен в более отделённую ссылку не Лену, которая вскоре была заменена Забайкальем. В этой глуши Аввакум полностью оказался во власти жестокого воеводы Пашкова, который обрёк опального протопопа и его семью но голод и мучения. Но Аввакум продолжал свои обличения, в которых доставалось и суровому воеводе. Именно отсюда слава Аввакума как

борца за правду и стойкого противника церковных реформ разнеслась по всем просторам Московского государства, достигнув и столицы.

Весной 1662 г. царь Алексей Михайлович, уже изменивший своё отношение к патриарху Никону, приглашает протопопа Аввакума в Москву, надеясь убедить его отказаться от проповеди раскола. Аввакум был встречен благосклонно, получил щедрые подарки, царь и бояре наперебой старались склонить его на свою сторону. Но все их усилия оказались тщетными. Этот неистовый проповедник и в Москве, как в Сибири и Забайкалье, а также по всей длинной дороге из ссылки «везде, и в церквах, и на торгах, ересь никонианскую обличал», разражался гневными челобитными.

В августе 1664 г. Аввакуму пришлось опять отправиться в ссылку, на этот раз не Мезень. Как и повсюду, ему сопутствовала и оказывала поддержку верная супруга Настасья Марковна. Однажды, по пути в Сибирь, Аввакум сказал Марковне, что невзгоды их «будут до самой смерти», и Марковна отвечала: «Добро, Петрович!»

В мертв 1666 г. протопоп вновь был привезён в Москву, где уже заседал собор российских церковных властей. На соборе после бурных прений и полемики Аввакума решено было расстричь и отправить в Николо-Угрешский монастырь, где он был посажен на цепь. Позднее его ещё не раз перевозили из одной обители в другую, увещевали, убеждали покаяться, но безуспешно. Наконец, по прибытии высоких представителей церкви Православного Востока на соборе в июле 1667 г. был вынесен окончательный приговор «расколоучителям», по которому они все подлежали «градскому (т.е. светскому. — Прим. ред.) суду». Вскоре Аввакум и его единомышленники были отправлены в «студёный» далекий Пустозерск, где началось их IS-летнее сидение в срубе и земляной тюрьме. Именно здесь, не имея возможности открыто проповедовать в храмах и на площадях, Аввакум проявил себя как яркий писатель и выдающийся полемист. Его послания передавались верными людьми во все российские пределы, известность его преумножалась. «Сказки» (т.е. сочинения) Аввакума приобретали всё более острое звучание, обрушиваясь и на царя, и на его приближённых. Они читались и распространялись в Москве, у стен царского дворца. Не без влияния страстного огненного слова Аввакума поднялись и соловецкие старцы, протест которых против никоновских реформ вылился в открытое противостояние властям. После разгрома Соловецкого восстания старцы прокляли царя Алексея Михайловича.

14 апреля 1682 г. по царскому указу «за великие на царский дом хулы» Аввакум был сожжён вместе со своими соузниками — попом Лазарем, иноком Епи-фанием и дьяконом Феодором. На месте его гибели современные последователи старой веры установили старообрядческий крест.