
|
![]() Зосима и савватий — основатели соловецкого монастыряВистории русской церкви Зосиме и Савватию суждено, словно братьям, стоять рядом. Однако при жизни они никогда не встречались, и у каждого из них был свой подвиг, своя судьба. Старший по возрасту, Савввтий начал свой иноческий путь в Кирилло-Белозерском монастыре ещё при жизни его основателя. Вскоре после кончины Кирилла, умершего в 1427 г., он покидает родную обитель и отправляется не поиски истинного, пустынного «безмолвия», уединённой жизни. Даже небольшой монастырь, расположенный на острове Валаам а северной чести Ладожского озера, не удовлетворил Сав-ватия. Его увлекли рассказы о безлюдных Соловецких островах в Белом море. Достигнув Карельского побережья, он повстречал здесь монаха-отшельника Германа, который также искел глубокого уединения и с этой целью однажды уже побывал на Соловках. Вместе с Савватнем он готов был снова отправиться туда. Вскоре «старцы» (так называли наиболее умудрённых опытом духовной жизни монахов неэевисимо от их возраста) взошли на корабль и после двух дней плавания вступили на землю Большого Соловецкого острова, где водрузили крест. Полагают, что это произошло в 1429 г. Прожив шесть лет на острове, Севватнй занемог. Он переправился на материк и скончелся 27 сентября 1435 г. в деревне Сороки (ныне город Беломорск). Это произошло в отсутствие Германа, который ездил в Онегу за припасами. Узнав о кончине друга, он не решился в одиночку возвращаться на остров. В 1436 г. судьба свела Германа с другим подвижником — монахом Зое и мой. Он происходил из селе Товлуй на берегу Онежского озере. Его родители были известными людьми в Обонежской пятине (т.е. области) Новгородской республики. Стремление к монашескому подвигу «в пустыне» заставило Зосиму уйти из родных мест далеко на север, к холодному Белому морю. Узнав от Германа о жизни пустынников на Соловках, он загорелся желанием отправиться туда. Герман согласился быть его спутником. Вскоре монахи уже были не острове. На сей раз инокам удалось удержаться на Соловках. Постепенно здесь возникла небольшая монашеская община. Непрерывным тяжёлым трудом иноки сумели обеспечить себе всё необходимое для существования. Однако такая жизнь была по силам далеко не каждому. Первые два игумена (настоятели монастыря), присланные на остров архиепископом Новгородским, не выдержали сурового соловецкого подвижничества и вернулись на материк; третий игумен. Иона, умер вскоре по приезде на Соловки. Наконец, в 1452 г. игуменом стал Зосиме, остававшийся в этой должности до самой своей кончины 17 апреля 1478 г. При нём на Соловки были перевезены мощи Сав-ватия, помещённые в монастырском храме Спаса Преображения. Деятельный и распорядительный Зосима стал подлинным организатором Соловецкой обители. Неграмотный и простоватый Герман был ему во всём верным помощником. Он скончался в один год с Зоси мой (по другим источникам — • 1484 г.) во время поездки в Новгород по делам монастыря. В 1623 г. мощи Германа были перевезены на Соловки и помещены в особой часовне близ Спасо-Преображенского собора. С именем Зое и мы легенда связывает мрачное пророчество о гибели Великого Новгороде. Приехав на берега Волхове в 1470 г., старец принялся хлопотать о пожаловании монастырю всех островов Соловецкого архипелаге. Знаменитая Марфе-посаднице противилась желанию Зоей мы. Однако вскоре она примирилась с ним и пригласила в свой дом на пир. Увидев собравшихся там виднейших новгородских бояр, Зосима закрыл лицо руками и заплакал. На вопрос своего ученика Даниила о причине такого поведения старец дал страшный ответ: всех гостей Морфы он увидел обезглавленными. Пророчество Зосимы вскоре сбылось, когда Иван III жестоко расправился с древним новгородским боярством. Согласно его собственному завещанию, Зосима был похоронен возле алтаря монастырского собора в могиле, которую он приготовил себе ещё при жизни. В 1566 г. его мощи были перенесены в особый каменный придел, примыкавший к собору. Соловецкий монастырь, основанный трудами и молитвами Зосимы, Савватия и Гермеие, со временем стал одним из крупнейших в России. Он играл ведущую роль в религиозной и культурной жизни поморского Севере, в при необходимости служил неприступной крепостью, форпостом обороны Беломорья от шведских и английских интервентов. |
