Главная / Московское государство / Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество

Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 2

Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 2

С этого момента Московское государство становится единственным во всём мире крупным независимым православным царством. Стали говорить, что как прежде — Рим, так теперь Москва — «правило веры», светоч православия. На московских площадях рассказывали, что было два Рима — города-миродержца. Первый был славен, но увлёкся папской ересью и пал. Его значение и слава вместе с правой верой перешли тогда ко «второму Риму» — Константинополю. Но и он не устоял на пути истины, изменил православию, принял латинскую ересь и в наказание за это пленён турками. Тогда важная роль защитника истинной веры перешла к «третьему Риму» — Москве (см. ст. «Первый государь всея Руси»). А московский царь — теперь «один во всей поднебесной христианский царь...». Так возобладало мнение, что грекам надо учиться у русских, а не наоборот. При этом как-то умалчивалось и о том, что хотя греческая церковь и находилась в стеснённой ситуации, под властью турок-мусульман, тем не менее она — старейшая, она — мать Русской Православной церкви. А это духовное верховенство сказывалось на общекультурной преемственности.

Повседневная церковная практика выдвигала разнообразные вопросы, обсуждение которых выливалось порой в напряжённые споры. Это было одной из традиций, воспринятых вместе с православной верой из Византии. Однако византийская церковная образованность покоилась на мощном пласте древней культуры, которая передала византийцам разработанный богословский язык, умение мыслить. В Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу, и, как писал историк В.О. Ключевский, «церковные обряды, завещанные местной стариной, получили значение неприкосновеннейшей и неизменной святыни». Жители Московского государства, привыкнув к известному богослужебному порядку и знакомым книгам, только в них и видели православие, а привлечение научного знания к вопросам веры было неприемлемо для русского общества. В то же время именно к середине XVII столетия накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной практикой и возникли недоумённые вопросы по поводу обрядов Русской Православной церкви.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Далее Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 3