Главная / Московское государство / Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество

Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 5

Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 5

В 1645 г. в Москву приехали патриарх Иерусалимский Паисий и грек Арсений, получивший образование в Римской коллегии. Они также обратили внимание на ошибки и расхождения в книгах. Тогда царь и патриарх Иосиф, чтобы получить основательные подтверждения этих несоответствий, послали на Восток для осмотра святых мест и описания чинов греческой церкви Арсения Суханова — строителя Богоявленского подворья в Кремле, сведущего в посольских делах и знающего греческий язык. Также по царскому повелению в Москву для исправления Библии прибыли учёные киевские монахи, знавшие латинский и греческий языки, — Дамаски'н Птицкий, Феодосий Сафонович, Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, про которого тогда говорили, что, он «в философии и богословии изящный дида'скал (т. е. учитель. — Прим. ред.) и искуснейший в эллиногреческом и славянских диалектах». Множество ошибок и несоответствий в русских книгах отметили и прибывшие в Москву в начале 50-х гг. XVII столетия восточные владыки Гавриил и Афанасий. В это же время стало известно, что учёные старцы в греческих монастырях на Афоне сожгли русские печатные книги как содержащие множество еретических мнений. Одним словом, обличения шли со всех сторон.

Церковные реформы патриарха Никона

В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон — «один из самых крупных, могучих русских деятелей XVII века», по замечанию историка С.Ф. Платонова. Никон, ещё будучи в Новгороде, старался привести духовенство к благочестию и соблюдению церковного устава. Так, он восстановил живую устную проповедь, стремился к введению «единогласия» в церкви, поэтому отменил одновременное чтение и пение молитв, практиковавшееся для ускорения хода службы. Он также решительно взялся за исправление русских богослужебных книг. Став патриархом, Никон занялся просмотром патриаршей библиотеки, где нашёл древнюю грамоту об учреждении патриаршества в Москве, подписанную восточными иерархами. В грамоте указывалось на необходимость строгого согласования обрядов православных церквей. Никон сам приступил к проверке, чтобы установить, не отступила ли в чём Русская Православная церковь от греческих традиций. И вскоре он убедился в «неисправности» текстов важнейших церковных книг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Далее Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 6