Главная / Московское государство / Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество

Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 7

Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 7

Протопоп Аввакум в темнице.

Тогда же в Москву прибыли два восточных владыки — патриарх Антиохийский Макарий и патриарх Сербский Гавриил, и Никон решил созвать очередной собор, чтобы заручиться мнением этих видных иерархов. На собор опять пригласили высшее русское духовенство. Соборному рассмотрению подлежали русские церковные обряды и службы — лития, литургия, проскомидия и другие, отличавшиеся от практики Восточной Православной церкви того времени, а также богослужебные книги, т. к. к тому времени уже был напечатан исправленный Служебник. Этот Служебник был одобрен высочайшим собранием, хотя и содержал значительные изменения по сравнению с прежними его изданиями. Исправлению книг способствовало и появление значительного числа древних рукописей (более 500), которые были доставлены Арсением Сухановым в Москву в результате его второй поездки на Восток. В это же время была переведена и подготовлена к печати присланная патриархом Константинопольским Паисием книга «Скрижаль», посвящённая толкованиям различных священнодействий. По повелению Никона в качестве приложения в ней поместили уже упомянутую грамоту патриарха Паисия, в которой были рассмотрены 20 вопросов о перстосложении, символе веры и т. п. Книга «Скрижаль» была скреплена подписями отцов церкви, размножена на Московском печатном дворе и разослана по епархиям.

Вопрос о перстосложении вновь оказался в центре внимания следующего собора, созванного в 1656 г. Ещё до его открытия, в день памяти Святого Мелетия, патриарха Антиохийского, — 12 февраля 1656 г. — в заутреню было прочитано житие этого владыки, где говорилось о чудесном знамении от перстов Святого Мелетия. По окончании чтения Никон попросил патриарха Антиохийского Макария высказать перед народом своё мнение о перстосложении. Макарий ответил, что он как преемник Святого Мелетия понимает это место в житии следующим образом: когда Мелетий в споре с арианами показал три первых перста разъединёнными, то знамения не было, а когда он их соединил вместе, а два последних пригнул к ладони, то произошло чудо. Соединением перстов Святой Мелетий доказывал равенство и единосущность лиц Святой Троицы. Через 12 дней после чтения жития наступила вторая неделя поста, или неделя Православия; в связи с этим три патриарха совершили богослужение в Успенском соборе. По окончании чина Православия тот же Макарий в присутствии царя, многочисленного духовенства и народа прямо сказал, что на Востоке все молятся троеперстно, а также предал проклятию сторонников двуперстного знамения. Его поддержали и патриарх Сербский Гавриил, и митрополит Никейский Григорий. Поэтому собор русских иерархов, открывшийся 23 апреля 1656 г., постановил предать отлучению от церкви всех крестящихся двуперстно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Далее Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 8