Главная / Московское государство / Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество

Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 9

Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 9

Неизвестный художник.

«Патриарх Никон, поучение произносящий клиру».

Но примирения, ожидавшегося Никоном после его демонстративного затворничества в монастыре, со стороны царя не последовало. Срочно из ссылки возвратили протопопа Аввакума, и ему было даже предложено стать царским духовником, правда, при условии прекращения им проповеди старой веры. Но для ревностного сторонника старых обрядов это было невозможно, и в 1664 г. царь приказал сослать его вновь. Столица да и всё Московское государство были в великом смятении. Со всех сторон приходили челобитные на «многомятежного» Никона. Старую веру поддерживали широкие массы народа, часть духовенства и известные, влиятельные боярские семейства (такие, как Морозовы, Урусовы), князь Иван Андреевич Хованский, а также дворецкий и любимец боярина Салтыкова Исайя, архимандрит Покровского монастыря Спиридон Потёмкин, игумен Златоустовского монастыря Феоктист. Церкви оставались пустыми, поэтому священники вынуждены были вернуться к службе по старым книгам. Даже в главном соборе Руси (Успенском) шли споры о том, как петь — по-старому или по-новому.

Собор 1666-1667 годов

Царь Алексей Михайлович в 1666 г. созвал собор для суда над противниками реформы. Первоначально на него прибыли только русские святители, но на следующий год (собор заседал долго) к ним присоединились приехавшие в Москву два восточных патриарха — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Своими решениями этот собор практически полностью поддержал действия царя. Патриарх Никон был осуждён и сослан в отдалённый монастырь. Вместе с тем все книжные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежние постановления: произносить аллилуйю трижды, творить крестное знамение тремя первыми перстами правой руки, печатать просфоры четырёхконечным крестом, крестные ходы проводить против солнца.

Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор назвал расколоучителями и еретиками и предписал: «Если кто не послушает нашего повеления и не покорится святой восточной церкви и всему освящённому собору или начнёт прекословить и противиться нам, мы такого противника данною нам властью, если будет от священного чина, — извержем и предадим проклятию, а если будет он мирского чина — анафеме предаём и от церкви отсекаем, как еретика и непокоряющегося, дондежи (пока не. — Прим. ред.) уразумится и возвратится в правду покаянием». Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу, или на Крест честный, или на святых угодников Божиих — то сжечь», — говорилось в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти и «те, кто не даст совершить литургию или учинит мятеж в храме».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Далее Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Часть 10