Земские соборы. Часть 6

Земские соборы. Часть 6

Земский собор 1566 г. решает вопрос о продолжении Ливонской войны.

Во-первых, соборы никогда не имели своей воли и созывались в основном царями, решая лишь те вопросы, которые ставила перед ними верховная власть. Этим русские Земские соборы отличались, например, от английского парламента, имевшего свои собственные права, и напоминали Генеральные штаты во Франции, также исполнявшие королевскую волю.

Во-вторых, сословно-представительный строй в России не мог вполне развиться из-за того, что все сословия были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. «Холопов своих казнить и миловать мы вольны», — утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Сословия в России XVI— XVII вв. отличались не правами, а обязанностями, как замечательно точно подметил В.О. Ключевский, один из крупнейших отечественных историков, исследователь русского средневековья.

Первые Романовы сначала нуждались в Земских соборах, ибо были царями выборными, а не «природными», и постоянный совет со «всей землёй» придавал им в глазах народа должную законность; да и проблем накопилось столько, что одна царская власть была не в состоянии их решить. Когда же власть Романовых укрепилась, то соборы стали не нужны царям.

На Земские соборы власти имели обыкновение возлагать ответственность за налоговые и военные тяготы: новые поборы и решения о начале или продолжении войны с 1613 по 1653 г. утверждались волей «всей земли». Так царская власть добивалась от «земцев», «чтобы после не жаловались, сами наложили на себя тягость» (как писал замечательный российский историк СМ. Соловьёв). Собственная воля соборов здесь и не предполагалась, но когда первые проблески таковой вдруг появились, дальновидный патриарх Никон посоветовал царю Алексею Михайловичу Земские соборы более не созывать, ибо «умаляют они достоинство царское».

Встревожило верховную власть следующее: ещё в 1634 г. придворный Иван Бутурлин предложил сделать Земские соборы постоянными, а всех их участников выборными, избирая последних ежегодно. В конце 40-х гг. XVII в. с мест стали поступать предложения о созывах соборов «по челобитным», т. е. по желанию самого населения. В этом случае Земские соборы могли обрести свои неотъемлемые права, а со временем — «свою волю». Но права указывать что-либо царю в Московском государстве никому не было дано. Когда Земский собор 1566 г. подал Ивану Грозному слёзную челобитную об отмене кровавой опричнины, в ответ царь пригрозил челобитчикам казнью.

Даже робкие, непоследовательные попытки Земских соборов обрести самостоятельность были расценены как угроза царскому самовластью, и после 1653 г. полноценных Земских соборов более не созывали.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Далее Боярская дума