Главная / Введение / Эпиграфика. Гранит вместо бумаги

Эпиграфика. Гранит вместо бумаги. Часть 2

Зачем понадобилось полоцким князьям высекать свои имена на валунах? В течение двух веков учёные пытаются разгадать эту загадку. Высказывались самые разные мнения. Полагали, что «Борисовы камни» представляют собой пограничные межи княжества или лоцманские знаки на водном пути; что христианский крест должен был пресечь языческое обожествление камня; что князья рассчитывали в ответ на свои моления получить от Господа удачу в воинских походах или избавление от страшного, бедственного голода. Но, быть может, в просьбу о помощи не вкладывалось никакого другого значения, помимо обычного, повседневного обращения человека к Богу? Просто князь мог позволить себе увековечить своё моление в надёжном граните — так, чтобы оно взывало к небесному владыке на протяжении столетий, надолго пережив самого просителя. В Древней Руси был распространён обычай писать молитвенные обращения на камнях. Верующие — крестьяне, купцы, воины — процарапывали свои моления (выраженные в тех же словах, что и моления полоцких князей) на стенах храмов, и десятки, сотни подобных надписей дошли до наших дней.

В эпоху раннего средневековья на Руси главными материалами для письма были береста (берёзовая кора) и пергамент, который производили из телячьей кожи, обработанной особым способом. Первая слишком неказиста, а второй — чрезвычайно дорог. И береста, и пергамент имели свойство прекрасно гореть во время пожаров, рваться, теряться и ветшать. Камень — другое дело. Камень гораздо долговечнее. И камню доверяли всё самое важное: молитву и летопись, торговую сделку и проклятие врагам. В иных случаях на каменной стене высекали целый документ, сообщающий о купле-продаже земли или решении, принятом по судебному делу. Камень повествовал о прибытии государя в город и о его кончине. Если священник должен был поминать во время церковной службы чьих-либо умерших родственников, то список их имён «для памяти» вычерчивался на каменной стене храма. Камень запечатлевал и злую насмешку острослова над незадачливым соней, заснувшим во время многочасового богослужения. Русское средневековье оставило богатое наследие надписей, сделанных на камне, штукатурке, глине, дереве, кости, металле и т.д. Особенно много их в древнерусских храмах — соборе Святой Софии в Киеве, Спасском соборе Спасо-Ефросиньева монастыря в Полоцке, соборе Святой Софии в Новгороде. Подобные надписи считаются ценными историческими источниками. Их изучением занимается специальная историческая дисциплина — эпиграфика.

Двинские камни сохранили княжеские моления, высеченные огромными буквами в местах, отлично заметных всей округе. Вероятно, князья наивно надеялись сделать свою просьбу легко различимой для далёкого Бога.

Страницы: 1 2

Далее Русская нумизматика

Другие страницы: