Главная / Введение / Генеалогия в россии

Генеалогия в россии. Часть 3

Генеалогия в россии. Часть 3

Но уже в конце XVI в. росписи стали превращаться в маленькие истории. Записывалось не просто упоминание об участии предка в какой-то баталии, но и рассказ из летописи о том, как геройски он воевал. Нащокины, например, записали, что их предок, сражаясь с татарским войском на княжеском дворе в Твери, был ранен в щёку, откуда, мол, и пошла фамилия. А Челищевы решили, что их родоначальника на Куликовом поле ранило «из пушки в чело» (т.е. в лоб), и никого не смущало отсутствие в этой битве артиллерии.

Позднее родословия становились всё подробнее. В них, к примеру, уже не просто упоминалось о службе предка русским князьям в дальних странах, а подробно рассказывалось, как именно он служил другим государям. История семьи начала выходить за границы отечества и постепенно стала вписываться в историю других стран Европы. Так, Корсаковы, получив «за выезд» предков право писаться Римскими-Корса-ковыми, составили красочную историю рода, где, начав от Адама, они подробно рассказали о жизни своих предков в Риме, на острове Корсика (вот откуда Корсаковы!). Чтобы написать такую историю, они изучили работы более ста историков и философов античности и средневековья.

Служащие Посольского приказа, составляя родословие для своего начальника, думного дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева, упоминали о службе его предков польским королям ещё в древности. При этом они пытались сопоставить русские чины Емельяна Украинцева и должности его предков у поляков, доказывая, что «думный дьяк» в России — то же самое, что и «канцлер» в Польше.

Интересно, что предки поэта XVIII в. Гаврилы Романовича Державина ведут свой род от Ивана Дмитриевича Чуваша Нарбекова, прославившегося геройскими подвигами при взятии Казани в 1552 г.

В России суховатые генеалогические документы превратились в красочные истории семей в XVII в., в европейских государствах это произошло несколько раньше. Рыцарская культура средневековья с её тягой к эмблемам, гербам, поэмам и романам о подвигах рыцарей сказалась на родословиях во всей пышности и великолепии. Во многих странах был обычай рисовать родословные древа. Древо (дерево) как символ жизненных сил напрямую связывалось с идеей роста, расцвета и процветания семьи. И роспись изображалась как своеобразное дерево. В его корнях располагался основатель рода — родоначальник, на ветвях в определённой последовательности — все потомки (а не только, как в России, по мужской линии), часто с жёнами или мужьями. Для оформления таких «древ» разрабатывались свои правила: разной формы щитки, куда вносили имена мужчин или женщин, различные цвета для щитков сыновей, дочерей, их жён и мужей. В результате получались не просто красочные картины, но и удобные для пользования документы, где по формам и цветам эмблем легко отыскать одно поколение, увидеть, с какими семьями оно породнилось.

Страницы: 1 2 3 4 5

Далее Генеалогия в россии. Часть 4