Главная / Введение / Лев Николаевич Гумилёв (1912—1992)

Лев Николаевич Гумилёв (1912—1992). Часть 4

Лев Николаевич Гумилёв (1912—1992). Часть 4

Гумилёв всегда испытывал большую симпатию и доверие к народам Центральной Азии, интерес к их истории, культуре, традициям. В своих трудах он разоблачал укоренившийся в науке европоцентризм, в рамках которого все формы государственного устройства и даже нормы поведения, не соответствующие европейским, считаются отстаними, несовершенными. Он ратовал за равное отношение и внимание к образу жизни всех народов. Отвечая на извечный вопрос, с кем идти России — с Востоком или с Западом, — Гумилёв ¦сегда предпочитал евразийское единство союзу с Западной Европой.

Рассматривая историю Руси с точки зрения формирования русского этноса, учёный сделал чрезвычайно важный вывод: эпоха Киевской Руси к эпоха Московского государства составляют «два разных потока русской истории». Это две совершенно различные исторические традиции. Московская, более поздняя, была лишь в небольшой мере преемницей Киевской. Между ними прошёл пассионарный разлом. Гумилёв определил время пассионарного толчка, с которого началось формирование великорусского этноса, — это начало ХШ в. XIII—XIV вв. представляют собой как бы ¦икубационный период, а осознание себя как целостной нации произошло, по мнению Гумилёва, 8 сентября 1380 г., во время Куликовской битвы — коллективного подвига, потребовавшего сверхмощного напряжения всех сил народа. Московское государство не копировало Киевское, оно заменило прежние нормы поведения совершенно новыми, во многом заимствованными у монголо-татар: учёный назвал их * системой строгой дисциплины, этнической терпимости и глубокой религиозности». Истории развития российского суперэтноса и формирования российской государственности Гумилёв посвятил свою последнюю книгу «От Руси к России», вышедшую уже после его смерти.

Лев Гумилёв был очень разносторонним человеком. Почти до самой смерти он читал лекции, преподавал, писал книги. Он оставил огромное научное наследие и вырастил плеяду талантливых учеников.

Страницы: 1 2 3 4