Главная / Введение / Символы царской власти

Символы царской власти. Часть 2

Символы царской власти. Часть 2

Именно их возложат завтра на будущего государя, и отныне будут они указывать на царский сан владельца, станут символами власти. Сначала, с молитвой, наденут крест на золотой цепи, потом — святые бармы (особые наплечники из дорогой ткани с драгоценными украшениями) и самое главное — увенчают голову царским венцом.

Иван Васильевич любил рассматривать в своей казне эти вещицы, особенно венец. Его доставали из специально сделанного ящичка, где он хранился под замком. Эта красивая золотая шапка, сияющая дорогими каменьями, говорят, принадлежала самому Владимиру Мономаху. Она, правда, тяжела и неудобна, но в ней заключена власть предков, власть над всей русской землёй.

Завтра утром он сам поставит дары на зо-лютое блюдо, накроет драгоценным покрывалом и отошлёт в собор. Ещё раз проверит, надёжные ха люди охраняют царские регалии: правила стро-гж — их не должны касаться те, кто не имеет на это права.

Дед его, Иван III, когда-то сам, своими руками, венчал на царство другого внука, Дмитрия Ивановича. Правда, скипетр — жезл, символизирующей государственную власть, не отдал. Будущий государь видел грамоты, хранящиеся в казне, где -з^зано, что византийские василевсы тоже соб-ттзенноручно возводили на трон наследников. Да ж послы из других стран подтверждали: их государи иногда при жизни короновали наследников. Делалось это для того, чтобы потом не было торов, кому править. Обычай этот показался вполне подходящим: так тому и на Руси быть.

Вскоре, однако, Иван Васильевич посадил Дмитрия в темницу. Гречанка Софья Палеолог не могла позволить, чтобы Ивану III наследовали дети эт первой жены князя Ивана и престол обошёл её ¦ятерых сыновей. Потому и княжат теперь на Москве потомки византийских василевсов, а не сттгрыски тверских князей.

16 января 1547 г., в воскресенье, в Москве с подобающей пышностью прошло торжественное венчание на престол первого русского царя Ивана Васильевича.

В Успенском соборе, украшенном алым бархатом, в мерцании свечей близ алтаря лежали на золотом блюде регалии царской власти. Немногие присутствующие — великокняжеская семья и хвор — «со страхом и трепетом», в благоговейной тншине наблюдали, как митрополит Макарий вместе с другими членами священного собора под молитвенные песнопения возлагали их на юного царя Ивана: животворящий крест, бармы и «венец царский от камене честне» — древнюю великокняжескую шапку Мономаха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Далее Символы царской власти. Часть 3