Владимир Мономах. Часть 3

Владимир Мономах. Часть 3

Состарившийся Всеволод постепенно утрачивал контроль над государственными делами. Владимиру всё чаще приходилось брать управление державой на себя. Но когда Всеволод умер, новым киевским князем стал Святополк Изяславич как старший из потомков Ярослава. Благодаря своей политической мощи и влиянию Владимир мог бы сохранить за собой Киев, но уступил. Возможно, он не желал междоусобиц, опасаясь нового половецкого нашествия.

В 1097 г. Владимир Мономах собрал в Любече княжеский съезд, чтобы осудить одного из своих политических противников — князя Олега Святославича, обвинив его в дружбе с половцами. Но добиться этого ему не удалось. Любечский съезд лишь закрепил существовавшую раздробленность Руси, провозгласив принцип: «Каждый да держит отчину свою» (т. е. владеет землями, унаследованными от отца, и не покушается на чужие). Это, однако, не прекратило усобиц. Лишь в 1100 г. русские князья помирились друг с другом. Восстановился нарушившийся было союз Владимира и Святополка, и к 1103 г. появилась возможность для нового удара по половцам.

Владимир Всеволодович смог уговорить своего союзника выступить в поход ранней весной, когда половецкие кони ещё не набрались сил после зимовки. В походе приняли участие ещё пять князей. Орды кочевников были разгромлены в четырёх днях пути от днепровских порогов. При этом особо отличилась русская разведка, уничтожившая вражеский дозор.

В 1113 г. умер Святополк Изяславич, и начавшееся после этого народное восстание заставило бояр обратиться к Мономаху с предложением занять киевский престол.

Став великим князем в 60 лет, Владимир Всеволодович показал себя мудрым государственным деятелем и законодателем. При нём «Русская Правда» (свод древнерусских законов) была дополнена важными статьями, ограничивающими злоупотребления ростовщиков, защищающими права сельских работников — «закупов». Ряд статей охранял интересы купечества. Впервые в истории Руси Мономах высказался (хотя это и не нашло отражения в законодательстве) и против смертной казни как вида наказания вообще, даже за самые тяжкие преступления. В летописи сохранилось его письмо к Олегу Святославичу, свидетельствующее о том, что он примирился с этим князем, виновным в смерти его сына.

Страницы: 1 2 3 4

Далее Владимир Мономах. Часть 4